Ванилла SU

142 подписчика

Свежие комментарии

  • Виктор Шиховцев
    Оправдывает затраты на жизнь с женой... Это что, корова, что-ли, чтобы с ней жить исходя из экономических соображений?Зачем мужчине жен...
  • анатолий андреев
    Уффф, блин!! Давно не читал отменного словесного поноса! Теперь окончательно убеждён, что за фейки надо не штрафоват...Князь Владимир – ...
  • Wlad Wlad
    Начнем с того, что Мужчины предпочитают Женщин, а не ФЕМИЗДАНУТЫХ МРАЗЕЙ - все остальное НЕ СУЩЕСТВЕННО.Каких женщин пред...

“Кот и лодыри”. Советская детская поэзия с позиции современности.

“Кот и лодыри”. Советская детская поэзия с позиции современности.

В детстве я любила читать, детские стихи я люблю читать до сих пор, однако перечитывая некоторые из них сейчас, я вижу новые смыслы. Школьные методички часто (я не встречала других, но вдруг они есть?) повторяют устаревшие идеи, нормы, убеждения, а между тем на дворе 21-ый век. Почитаем старые стихи на новый лад? :)

Сегодня я предлагаю разобрать стихотворение Самуила Яковлевича Маршака “Кот и лодыри”. Интернет говорит, что впервые это стихотворение было напечатано в 1933 году в цикле “Стихи, написанные для того, чтобы дразнить школьников, которые опаздывают на уроки, портят парты, гоняют лодыря и т.д.”, и это самое часто встречающееся объяснение смысла, вложенного в “Кота и лодырей” - подразнить, чтобы мотивировать так не делать (мотивация-то так себе, если честно). Но достаточно вчитаться в строчки, чтобы увидеть совсем другую картину.

Итак,

“Кот и лодыри”, Самуил Яковлевич Маршак .

Слово “лодыри” вынесено в название, и далее детей называют только так. Из этого можно сделать вывод, что автор испытывает определенную неприязнь к этим детям. Что лежит в основе неприязни - неизвестно. Никаких фактов об этих детях, на основании которых мы могли бы сделать свои выводы, нам не сообщают и предлагают верить автору на слово.

Спойлер: далее в стихотворении так же нет ни одного факта, свидетельствующего о том, что дети - лодыри. Т.е. я склонна рассматривать это как личную неприязнь, объяснить которую автор не может, но которую предлагает нам разделить с первых строк.

Спасибо, нет! Мы сами можем оценить факты и сделать выводы. Пожалуйста, расскажите нам, что произошло?

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Далее я не буду повторять разбор слова “лодыри”, кроме одного момента, поэтому рассмотрим остальное. Дети собирались пойти на урок, а оказались на катке. Непонятно, что послужило причиной такой смены планов. Читаем дальше.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Вероятно, дети собирались сперва в школу, а потом на каток, но решили в школу не ходить.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт.

Дети заметили кота, обратили внимание, что кот выглядит грустновато. Что же они сделали? Проявили агрессию? Кричали-пугали? Да вовсе нет. Дети проявили сочувствие и поинтересовались, что произошло. (N.B. Интересоваться у кота, как дела - нормально! :)) )

Спрашивают лодыри

У него:

— Ты чего нахмурился,

Отчего?

Спросить, что у кота произошло важнее, чем попасть поскорее на каток! По-моему это про эмпатию, дети обращают внимание на происходящее вокруг и с окружающими.

Замяукал жалобно

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

Коту и вправду нехорошо. Видите, он жалобно мяукает.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Посмотрите, что у нас тут. Котик-то, кажется, придерживается определенных убеждений, которым он сам не соответствует (вероятно, поэтому ему и не очень хорошо). Красив и умен, а письму и грамоте не учен. А должен быть? Красивые и умные все должны уметь писать и читать? А если не умеют, то что? Однако давайте послушаем, что еще говорит котик (заметьте, дети его не перебивают, продолжают слушать).

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

Здесь можно было бы уточнить, кто именно не строит школы и не учит грамоте. Непонятно, на кого жалуется кот. Непонятно так же обращался ли он к ответственным лицам с соответствующей просьбой. Возможно, он хочет попросить помощи у детей?

Обратите внимание: Детская ревность — довольно частое явление.

Читаем дальше.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Мы видим, что для кота, действительно очень важно. Но что именно важно - не очень понятно. Наличие школ и возможности, или обладание знаниями?

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Могу предположить, что все таки кот хочет научиться читать, а школу упоминает, вероятно, как единственный известный ему способ получить знания.

Отвечают лодыри:

— Милый кот,

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год .

Кот никакой просьбы не озвучил. Он просто пожаловался на обстоятельства. Выплеснул накопившееся. И дети сочувствуют ему как умеют: делятся своим опытом обучения в школе. Здесь я предлагаю вспомнить, что в школу дети не пошли. Мы не знаем, почему, но явно у них была какая-то причина. Почитаем?

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

А процесс обучения-то вызывает вопросы. Что такое происходит в школе, что за 4 года обучения (детям скоро пойдет 12-ый год, значит скоро им исполнится 11 лет) дети не научились ничему? Становится понятнее, почему дети не пошли в школу. Программа 4-го класса предполагает определенные знания, без них учебные задачи будут невыполнимыми. Сидеть на уроках и ничего совсем не мочь решить/написать - это довольно трудное испытание для ребенка. В этом случае сбежать с уроков - вполне объясниемое действие. Причем дети пошли на каток - заниматься физкультурой, фактически. Они заботятся о себе так, как им доступно в их возрасте.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Когда дети в 10 лет называют себя лодырями, это говорит, увы, только об одном - их так называли значимые взрослые и достаточно часто, чтобы дети начали повторять. Сам ребенок про себя ни слово “лодырь” не скажет, ни “мне лень” - до тех пор, пока взрослые не вложат в него эти понятия. Что касается лени, то ее вообще в природе не существует. Существует страх, существует злость (а вы бы не злились, если бы вас обзывали лодырем?), существует отчаяние, бессилие, много чего существует. Лени - нет. Под тем, что привычно называют ленью, прячутся разные сложные чувства. Сложные настолько, что не каждый взрослый решается с ними встретиться (а иначе с чего бы ребенку вместо помощи с его сложными чувствами объясняют, что ему “лень”?)

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Что делают дети, чувства которых, фактически, игнорируют? Переключаются. Заметьте, на вполне здоровое занятие.

Отвечает лодырям

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Ну а кот, что кот? Кот валит с больной головы на здоровую. Назвал сочувствующих ему детей лодырями. Могу предположить, что кот злится. Больно ему внутри. Почему? Кто знает. Может быть он видел школу иначе (идеализировал)? Может быть не смог смириться с тем, что кто-то, находясь, по сути, в его обстоятельствах (дети не умеют писать так же как кот), может вполне себе весело жить и ходить на каток, и посчитал это обесцениванием? Может быть кот считал, что того, что он пожаловался на свои проблемы достаточно, чтобы дети приняли решение ему помочь, а дети вместо того, чтобы заниматься котом, рассказали о себе? Неизвестно...

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: “Кот и лодыри”. Советская детская поэзия с позиции современности..

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх